Конкурс – это не война, а праздник

« Назад

24.03.2022 16:57

Мы привыкли к вебинарам и, уж скажем честно, устали от них за время пандемии. Однако этот онлайн-семинар – уникальная хрестоматия полезных советов и аналитических выводов. 17​ марта Общероссийский Профсоюз образования пригласил к мониторам зрителей – всех желающих поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства, тех, кто готовит конкурсантов, и спикеров – участников конкурсов, членов жюри, организаторов состязания, наставников победителей.

По этой ссылке вы увидите вебинар «Профессионально готовимся к победам»: https://prof.as/Training-vebinar2022.php. Но прежде чем вы перейдете по ней и, возможно, испугаетесь длительности записи – 3​ часа с лишим, прочитайте короткие анонсы выступлений блестящих ораторов. Вам захочется потратить это время на просмотр. И выиграть!

Почему профсоюз?

Елена Елшина, секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования:
– У многих наших зрителей возникает вопрос: конкурсы профессионального мастерства – где же здесь профсоюз? Общероссийский Профсоюз образования – учредитель собственных и соучредитель всех основных конкурсов профессионального мастерства в системе образования. Наш профессиональный союз обладает интеллектуальными, организационными, материально-техническими ресурсами, которые способствуют профессиональному, социальному, личностному развитию педагогов.

На нашем сайте есть небольшой перечень конкурсов, в которых профсоюз принимает активное участие: http://www.eseur.ru/contests. Это известные всем «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют». И менее известные, например «Арктур». Изначально организации дополнительного образования детей представляли на него программы развития. Но конкурс рос, модифицировался, в него были включены дополнительные номинации. Теперь на «Арктур» приглашаются еще и педагогические работники, методисты и руководители организаций дополнительного образования детей. «Арктур» проходит в рамках форума по вопросам дополнительного образования детей. В этом году форум будет посвящен современным технологиям профориентационной работы.

До и после
Раис Загидуллин, эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования, кандидат педагогических наук
Раис Рамазанович сделал уникальный анализ результативности участия субъектов РФ в конкурсе «Учитель года России»:
– Научно-методическое сопровождение – не то, что делается на самом конкурсе, это то, что делается до и после конкурса. Москва, Санкт-Петербург, Московская область – регионы, которые дали нашей стране больше всего победителей. Что отличает регионы, добившиеся результатов? В них есть люди, которые занимаются конкурсным движением, обеспечивают все типы и виды конкурсного сопровождения, в том числе научно-методическое.

За все годы проведения Всероссийского конкурса «Учитель года» только у пяти регионов в стране не получилось сделать так, чтобы их конкурсант был отмечен лауреатством. Значит, нужно перенять опыт региональных систем, которые доказали свою результативность.
Общероссийский Профсоюз образования готов помочь в формировании региональной системы научно-методического сопровождения.

Есть клуб, есть дела!
Светлана Ильина, председатель Общероссийского клуба «Учитель года», директор гимназии №3 Самары, депутат, председатель Комитета по образованию Самарской Губернской Думы:
– 5​ марта родилась Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года»! Это историческое событие, которое готовилось полтора года. На момент создания нашего клуба у нас было 47 региональных организаций. В половине этих субъектов уже были действующие клубы учителей года, а в половине за полтора года возникли новые.

Несмотря на то, что мы очень молоды, дела у нашей организации уже есть: YouTube-канал «Родительский университет», в котором активное участие принимает профсоюз, международная конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы», которая сейчас насчитывает около 30​ тысяч участников, 27 стран, школа учителей года России «Высшая лига».
Только что возникший клуб открыл свеженький канал в Telegram: https://t.me/teacher_of_russia.
«Мы – тренеры»

Юлия Илюхина, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования Краснодарского края, воспитатель года Кубани-2008
Юлия Валерьевна говорила о роли команды сопровождения. Сама она много лет сопровождает кубанских конкурсантов на всероссийском финале «Воспитателя года». И очень благодарна Общероссийскому Профсоюзу образования, который придумал конкурс.
Педагоги из Краснодарского края не раз становились лауреатами на финале, кубанская воспитательница выиграла Хрустальную жемчужину. Благодаря чему возможна такая стабильная результативность?
Первое – организацией конкурсного движения в крае занимается один человек. В данном случае сама Юлия Илюхина.

– С 2016​ года мы проводим в крае курсы по подготовке к конкурсу «Воспитатель года», – рассказывает Юлия Валерьевна. – Они длятся 10 дней. Репетируем все конкурсные испытания друг на друге. Сложилось конкурсное комьюнити. Важно, что в нашем крае никогда не было давления со стороны администрации – мол, без победы нельзя возвращаться. Нас всегда ждали и любили. Мы не ориентируемся на обязательное достижение 1‑го места. Выносим материал на конкурс так, чтобы им было не стыдно делиться. Конкурсант понимает, что ему может повезти, а может и нет. Чтобы повезло, мы делаем все от нас зависящее.
Что именно делают в Краснодарском крае, как отвечают на важнейшие вопросы: для чего участвовать в состязании, когда начинать готовиться, как вести себя на конкурсе? Смотрим и учимся. Не пропустите классификацию сопровождающих, сделанную с юмором и со знанием жизни. А вы «универсальный адекват» или «мамочка»?

Секреты олимпиады

Ольга Ключко, профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета, доктор философских наук, доцент:
– Олимпиада «Мой первый учитель» совсем юная, только в 2017​ году мы «вылупились». Но у нас уже более 2000 участников, 60 дипломантов, 9 лауреатов, участвуют представители 53 регионов. Три номинации, которые соответствуют направлениям деятельности учителей начальных классов (подробнее здесь: http://1‑teacher.ru).
Олимпиада проходит в два этапа – очный и заочный. Участники олимпиады представляют проект по выбранной номинации, частично или полностью завершенный. Конечно, проекты делаются коллективно, в сотрудничестве с коллегами. Но представляет всех один педагог, ведь наш конкурс индивидуальный. Хотя мы думаем о том, как бы нам сделать групповую номинацию…
Ольга Ивановна рассказала, какую поддержку получает конкурсант на заочном собеседовании, о том, что очный тур в 2022​ году пройдет в Санкт-Петербурге, ведь два победителя 2021​ года работают в Северной столице. Особенно ценно, что на олимпиаде лидеров выбирают сами участники.
– У нас уже сложилось сообщество, но клуб пока неофициальный. И еще. Кроме малого и большого жюри есть общественное. Каждый может зарегистрироваться на сайте и участвовать в онлайн-экспертизе.

На прокачку в​ тренинг-лагерь

Наталья Гуленина, воспитатель детского сада №54​ города Стерлитамака, Республика Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2021
Выступлению выпускницы тренинг-лагеря Общероссийского Профсоюза образования «Профессионально готовим к конкурсам» Натальи Гулениной, которая после лагеря блеснула на конкурсе «Воспитатель года», предшествовало вступительное слово Елены Елшиной:
– На конкурсе «Воспитатель года России»-2021 пять выпускников тренинг-лагеря вошли в «пятнашку» лауреатов!
А Наталья Валентиновна рассказала, как проходило обучение в тренинг-лагере.
– Тренинг-лагерь всего за 10 дней полностью изменил мое отношение к конкурсу. Произошла трансформация моего эмоционального состояния.
Главное, что поняла Наталья Гуленина и что ей помогло: «Конкурс – это не война! Конкурс – это праздник!» Свою роль в победном настрое на профессиональное состязание сыграл и эксклюзивный спектакль, который педагоги готовят на протяжении всего тренинг-лагеря и показывают в финале…
Мастера и мастеровые
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук
Андрей Наумович говорил о культуре и профессиональном мастерстве педагога. То есть о том, что полезно и важно для участников самых разных профессиональных конкурсов. Богатый педагогический опыт, огромная конкурсная практика – Андрей Иоффе входит в жюри конкурса «Учитель года России» с 1996​ года.

И вот вывод нашего спикера:
– Цель участия в конкурсе – ваше послание профессиональному сообществу и социуму в целом. Не отчет, не исполнение, не набор банальностей.
Ключевой вопрос: «Каков ваш ожидаемый результат?» Это основа проектного мышления.
Еще важные вопросы: «Буду ли я на конкурсе самим собой?», «Чем мастер отличается от мастерового?». Узнайте о семи чудесах мастера, получите блочно-модульный конструктор занятия.


Телефон:
Адрес:
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Совхозная, д. 14, корп. 1, кабинет 403