
30 марта 2016 года в Тюменском государственном университете состоялось заседание ветеранов педагогического труда ЯНАО в рамках проведения социологического исследования «Социально-профессиональный портрет учительства ЯНАО» совместно с Ямало-Ненецкой окружной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Модератором дискуссии выступил Академик РАО, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований В.И. Загвязинский. «Мы смотрим в прошлое для того чтобы лучше осознать настоящее и для того чтобы наметить определённые перспективы на будущее, - отметил он. И хотя говорят, что ветераны охотнее говорят о прошлом, чем о будущем, а будущее не очень определённо. Давайте вспомним хорошие традиции, которые должны быть продолжены, возможно, в новой форме, но они не должны быть забыты. Затем поговорим о специфических условиях Севера и о том, как они влияют на портрет и дело учителя, которым он занимается».
Участники заседания поговорили о том, как преодолеваются трудности отрыва от «Большой Земли», а также о других проблемах: климатической, социальной и физиологической адаптации. «Наша исследовательская задача состоит в том, чтобы составить не просто портрет учителя, а побудить его к лучшим образцам, создать портрет трудового подвига, который совершили тюменцы, ямальцы и ханты-мансийцы, осваивая Север. Нам очень важно услышать ваше мнение, можно и личные впечатления, но в социальном ракурсе. Как вы вместе это делали, какие испытывали трудности, что нужно сейчас для прогресса и преодоления недостатков», подчеркнул В.И. Загвязинский.
Особенный интерес участников заседания вызвали наиболее значимые особенности социально-бытовой и профессиональной деятельности учителей на Крайнем Севере. Что, на Ваш взгляд, является основной мотивацией для работы педагогом в условиях Крайнего Севера? Насколько эффективными являются окружные программы («Новый учитель Ямала»), направленные на адаптацию и закрепление молодых специалистов в региональной системе образования? Существуют ли специфические особенности реализации профессиональной деятельности учителя в условиях Крайнего Севера по сравнению с педагогом с «Большой Земли»?
В апреле-мае в ЯНАО социологи Тюменского государственного университета, под руководством Академика Г.Ф. Шафранова-Куцева, проведут масштабное и уникальное социологическое исследование «Социально-профессиональный портрет учительства ЯНАО». Будет изучена эффективность льгот для учителей в условиях Крайнего Севера, реализация регионального проекта «Кочевая школа» с точки зрения учителя и влияние экономики Ямало-Ненецкого автономного округа на развитие системы образования в данном субъекте РФ.
Социологи Тюменского государственного университета планируют рассказать о жизни и работе учителя в условиях Крайнего Севера. Учёных интересует специфика профессиональной деятельности, мотивация труда, региональная система образования на Крайнем Севере.
Помимо этого исследователи расскажут о причинах выбора учителями педагогической профессии и уровне их удовлетворённости различными аспектами качества жизни. Повторяют ли поколения семьи учителей цикл: «миграция на Север − миграция с Севера»? Какие социальные процессы учителя в наибольшей степени волнуют учителей и чем они занимают свободное от основной и домашней работы время? Также исследователи определят, уровень удовлетворённости школьных педагогов своим самочувствием, взаимоотношениями с коллективом и профессией, насколько он уверены в завтрашнем дне и как оценивают престиж своей профессии.Немаловажно изучение организации и условий труда, разработка предложений по их оптимизации и определение, что мешает учителям работать ещё лучше.
По окончании встречи, научный руководитель ТюмГУ Академик РАО Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев подчеркнул, что «по данным исследований, которые были проведены ЮНЕСКО, самая высокая нагрузка на учителя среди развитых стран в России – более 50 часов в неделю. Даже называют цифру 70 часов если учитывать домашнюю работу. Это подвиг работать в таких условиях!».
Напомним, социологическое исследование по изучению социально-профессионального портрета учительства Ямало-Ненецкого автономного округа проводится Тюменским государственным университетом совместно с Ямало-Ненецкой окружной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.